Прямо сейчас, в лаборатории кто-то тестирует комбинацию ароматов в 491 раз. Месяцы были израсходованы на систематическую корректировку соотношений лесных и цветочных нот в поисках баланса. Или, точнее, аромат равновесия, ведь у парфюмеров оценка происходит через нос, через миллионы обонятельных рецепторов.
Вы можете не знать имена парфюмеров, но вы определенно знакомы с результатами их работы. Шанель №5 были созданы Эрнстом Бо, парфюмером русского царя и пионером парфюмерных синтетических ароматов. Жак Герлен создал Шалимар. Кэлвин Кляйн был одержим Жаном Гишардом. Келис Бекер создала J’Adore для Диор. Каждый из этих парфюмеров смешивал эфирные масла, строительные блоки парфюма, и экспериментировал с различными ингредиентами и пропорциями, пока не почувствовал, что аромат вызывает эмоцию: чувства, настроение и раскрывается на отлично от начала до конца.
Игра соотношений – это наиболее заметный аспект в парфюмерии. То, что создают парфюмеры, это просто ароматы, и у них может быть бесконечное количество сочетаний. Чувственный жасмин для духов, «деликатная ваниль» для мытья тела. Чистый и свежий аромат для стирального порошка, «медитативная лаванда» для ароматической свечи или «свежий и успокаивающий» аромат белого чая для лобби отеля. Количество характеров не бесконечно, так говорят парфюмеры.
Парфюмерия – это исключительная работа. Это загадочное, уникальное сочетание искусства и науки, которое стремится определить, с точки зрения обоняния, неопределенность.
Наука или искусство?
Обоняние резко отличается между разными людьми. То, что мы не распознаем часть нот, часто является генетической особенностью. Некоторые люди рождаются с возможностью ощущать ароматы большего количества веществ, с большей чувствительностью, чем другие. И некоторые из этих людей – парфюмеры.
«Хороший нос» имеет решающее значение для такой работы, как и любопытство. Великие парфюмеры постоянно экспериментируют, смешивая эфирные масла различными способами, поскольку ищут неуловимый аромат, который отражает требуемую эмоцию и достигает необходимого эффекта при применении. Это искусство.
С точки зрения науки, все это молекулярная химия, критическая платформа, на которой базируются все творческие эксперименты. Запахи – это частицы вещества, состоящие из молекул. Когда эти молекулы присоединяются к ароматическому рецептору, мозг интерпретирует их как запахи. Химические свойства ароматических молекул определяют не только то, как они пахнут, но и то, как они действуют и взаимодействуют друг с другом.
Именно поэтому ноты в композиции разделяют на: верхние, средние и базовые. Верхние ноты быстрее всего достигают рецепторов и рассеиваются, поэтому такие молекулы малы и нестабильны. Средние ноты достигают носа достаточно долго, чтобы пересекаться с базовыми нотами. Базовые ноты дольше всего держатся и создают общее настроение парфюма.
Парфюмеры используют свои знания о молекулярных свойствах для создания аромата, который раскрывается и эволюционирует с течением времени. Когда парфюмеры создают аромат, они начинают именно с базовых нот.
Примерно один из 10 не может выносить аромат мускуса, этот аромат любят или ненавидят, он присутствует в большинстве парфюмах, и дело не в том, что его относят к афродизиакам. Мускус делает аромат стойким и, как говорят, помогает сбалансировать парфюм. Создание аромата – это процесс проб и ошибок, которые могут занять недели, месяцы и даже годы.
Парфюмер Руф Мастенбрук создавал одноименный аромат три года. Кристофер Брозиус создавал знаменитый «Snow», удостоенный наград, пять лет. Но они создавали для собственных линий, для клиента чаще всего данный процесс занимает около месяца.
Парфюмер обычно начинает цели, тогда подбираются эфирные масла для базовых нот. Ноты – это отдельные ароматы. При сочетании они образуют новый аромат, называемый аккордом. Базовый аккорд, средние ноты и ноты сердца составляют парфюм. Для создания базового аккорда капля каждого масла наносится на отдельный парфюмерный блоттер, длинные тонкие полоски бумаги. Держа эти тестовые полоски, парфюмер вдыхает полученный аккорд. Если это работает, вуаля. Базовый аккорд готов.
Далее начинаются эксперименты. Пропорции эфирных масел можно постепенно корректировать, повторяя процесс нанесения на тестовую полоску снова и снова, делая заметки. Можно добавить третий и четвертый элемент. Одно из масел можно удалить. С каждой новой комбинацией количество тестовых рядов увеличивается, пропорции и записи сравниваются. Когда парфюмер достигает идеального сочетания базовых нот, процесс подбора начинается для средних нот, результат оформляется в средний аккорд.
Проводятся новые, и новые испытания, пока все аккорды не будут звучать единой мелодией, которая будет хорошо сбалансирована. Для получения результата могут быть проведены сотни испытаний. Очевидно, что желающие проникнуть в мир коммерческой парфюмерии должны много работать. В парфюмерной отрасли работает всего около 500 парфюмеров.
«Хороший нос» еще не сделает из вас хорошего парфюмера. Многие начинают свою карьеру в парфюмерных магазинах или лабораториях производителей парфюмерии. Другая часть – это химики, которые открывают любовь к ароматам и следуют своим носам. Парфюмеры не просто пахнут духами весь день. Их таланты пользуются большим спросом для всех видов косметических и бытовых изделий, таких как, например, крем для бритья. Для такой работы требуется ученая степень в области химии и специализированная подготовка в области косметологии и парфюмерии.
Многие колледжи, университеты и частные организации предлагают курсы парфюмерии, некоторые предлагают сертификат парфюмера, но получить степень в парфюмерии трудно, они требуют обучения в специализированной школе. Их относительно мало, а самые престижные из них весьма избирательны: Школа гигиены Givaudan в Париже принимает около 2 процентов своих заявителей. Для сравнения, Гарвардский университет принимает около 6 процентов.
Парфюмерные школы предлагают курсы по таким темам, как составление аромата, использование натуральных и синтетических эфирных масел, оценка и физико-химический анализ. Стажеры изучают ароматы и качества сотен натуральных и синтетических компонентов, разрабатывают обонятельные воспоминания. Они годами учатся, чтобы стать парфюмерами. Чаще всего студенты также изучают также маркетинговые и бизнес-темы, потому что парфюмерия – это не только тестовые полоски.
Этот бизнес требует понимания потребностей потребителей, основ розничной торговли, контроля качества и знаний по управленческой деятельности. Важно понимать: чего хотят люди в парфюмерии, как анализировать тенденции в отрасли, как объяснить, что тестовая партия испорчена и формула не годится для продажи.
Прямо сейчас кто-то корректирует соотношение мускуса и ванили к апельсину в 61 раз вспоминая апельсиновую рощу, задаваясь вопросом, подойдет ли дубовый мох для аккорда. Парфюмер пребывает в «тонкой и чувственной» атмосфере. Творческий процесс редко поддается объяснению, поэтому в данной статье были отражены конкретные вещи: ингредиенты, соотношения, обучения. Парфюмеры – это художники, и у каждого из них уникальный подход к работе.